31 мар. 2015 г.

ВКонтакте? В контакте? Во ВКонтакте?


В свое время Павел Дуров задал серьезную задачку всему Рунету. Как склонять название ВКонтакте, которое само является формой предложного падежа, при этом еще и написано слитно с предлогом? Как сказать: «Я создал аккаунт в…», «Я вышел из…», «Я не люблю…»? Кто-то говорит просто Контакт: аккаунт в Контакте, вышел из Контакта и т.д. В разговорной речи такой вариант имеет право на существование, но не в книжной. Я не смогу написать новостную статью с такой формой.

Возможно, права Lenta.ru, которая сделала написание ВКонтакте фиксированным и несклоняемым, как кофе, и принялась ставить перед ним приставку во:

Во «ВКонтакте» заявили о самостоятельном удалении материалов «Исламского государства».

Lenta лишила его встроенных признаков предложного падежа, ликвидировав грамматическую роль предлога В. Таким образом, она фактически силой переписала предложный падеж обратно в именительный, в котором буква В играет чисто декоративную роль. Что ж, вариант интересный, но вряд ли единственно возможный. И меня все равно смущает это дублирование предлога во В.

А возможно, правы «Ведомости», которые вообще избегают использовать и склонять ВКонтакте как отдельное слово, решая проблему за счет дописывания слова соцсеть и склонения только этого слова:

Мэр Москвы Сергей Собянин завел аккаунт в соцсети "В контакте" и микроблог в Twitter.

Изящное решение проблемы, но на самом деле это скорее уход от проблемы, чем ее решение. Это примерно как говорить: «Я люблю напиток кофе» и «Я играю на инструменте пианино». Это дискредитирует название соцсети как слова русского языка, отказывая ему в праве использоваться и склоняться по всем правилам. Хотя конечно, часть вины за это несут сами авторы горе-названия.

Заметим также, что «Ведомости» предпочитают отделять предлог и убирать вторую заглавную букву: В контакте. Не нравится им этот новаторский подход к типографике. Конечно, это не академично, но я не уверен, что в современных условиях, когда нормы типографики уже много лет размываются под мощным давлением дизайна и маркетинга, такая типографика однозначно ошибочна. И тем более в сфере интернет-проектов, где обычно обкатываются самые смелые идеи. Сейчас многие компании сращивают слова в своих названиях и даже регистрируют такие названия в документах.

Честно скажу, у меня нет универсального рецепта для этой проблемы. Но когда я пишу ВКонтакте в предложном падеже, я обычно не дублирую во В, как делает Lenta.ru. При щепетильной грамматической правильности этот вариант несколько рябит в глазах. Я пишу: «Зарегистрироваться ВКонтакте». Ничего страшного, что в данном случае предлог в пишется слитно с Контактом. В конце концов, это осознанный маркетинговый ход данной компании. Да, этот вариант не безупречен, но дублирование во В тоже далеко от идеала.

Не стоило, не стоило так называть сайт, превращая любую попытку просклонять слово в поиск наименьшего из зол. Название в форме падежа, отличного от именительного, да еще и с прилепленным предлогом – идея хуже некуда. Это медвежья услуга и пользователям, и самому проекту.

5 комментариев:

  1. Предлог в употребляется не только с предложным, но и с винительным падежом. И там уже без дублирования не обойтись. «Войти Вконтакте» — звучит неестественно и непонятно, «Войти во Вконтакте» — лучше. Поэтому я ради последовательности (чтобы в одном тексте не встречались оба варианта) всегда пишу «во Вконтакте» с внешним предлогом, как это делает Lenta.ru.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Антон же написал про возможность склонения названия сайта, то есть правильно будет "Войти ВКонтакт". "Одноклассники" склоняете же наверняка, например "увидел в одноклассниках", а не "увидел в одноклассники"

      Удалить
    2. В том-то и беда, что «Одноклассники» – название в форме одного слова в именительном падеже, как положено. Склоняется по всем правилам. А «ВКонтакте» – два слова слитно и в предложном падеже. Как это склонять? Я не думаю, что правильно говорить «Войти ВКонтакт», потому что нельзя менять название сайта.

      Удалить
    3. Если писать «Войти ВКонтакт», то непонятно, как другие предлоги использовать. Откуда выйти? «Выйти ИзКонтакта» — странно, «Выйти из ВКонтакте» — непоследовательно. Вариант «Войти в Контакт» и «Выйти из Контакта» в принципе возможен, но, как правильно отмечает Антон, он слишком неформальный и искажает название сайта.

      Удалить
    4. Возможно, как вариант: "ЗаВконтачиться"? :))

      Удалить

Внимание! Комментарий будет удален, если он агрессивный, неадекватный, нецензурный или не по теме поста.